Логопедические проблемы и их устранение домашними средствами

Как известно, логопедические проблемы у детей не редкость. От самых невинных, которые к четырем-пяти годам бесследно проходят сами, до таких, с которыми не удается справиться и специалистам. Конечно, если случай серьезный, домашними средствами не обойтись. Слов нет, хороший специалист – это, безусловно, хорошо, но не всегда этот хороший специалист под рукой. Или логопеда найти можно, но проблема в деньгах. А может быть, и то, и другое решаемо, но трудно выкроить время, чтобы ребенка к этому специалисту водить или, тем более, возить. В нашем случае все упиралось прежде всего во время. Хороший, опытный логопед, посмотрев внучку, сказала: «Я, конечно, все вам исправлю, но заниматься самим дома все равно очень желательно, причем лучше каждый день. Занятия с логопедом один, даже два раза в неделю мало что дают, если не подкреплять их домашней работой.  А может вам попробовать заниматься вообще самим? Уж если не получиться, я помогу».

Небольшой успешный опыт в этой области у меня был: много лет назад я научила свою маленькую дочь произносить звук [р]. В случае с внучкой, правда, было сложнее: к пяти годам она не выговаривала [л] – [л’] и [р] – [р’]. (Апострофом в фонетике обычно обозначается мягкость согласного звука.)

Теперь я убеждена в том, что не стоит, как обычно советуют специалисты, ждать до пяти лет, чтобы начать бороться с логопедическими проблемами. Простую гимнастику для языка можно и нужно проводить, начиная с того времени,  когда ребенок будет в состоянии  повторять упражнения за взрослым. В зависимости от индивидуальных особенностей происходит это обычно в возрасте 3,5 – 4 лет. С этого же возраста, а то и раньше очень полезно делать массаж языка. Если сеанс массажа проводит кто-то из домашних, ребенок спокоен, от него требуется только расслабиться и держать рот открытым. С этой задачей    вполне справится и трех-летний малыш.

Может возникнуть вопрос: зачем мучить ребенка и зря тратить время и силы, если через год, ну, пусть, два все звуки сами встанут на место без посторонней помощи.

Что до ребенка, то языковую гимнастику можно и нужно превратить не в мучение, а в развлечение, в игру. (Как, впрочем,  и любые занятия, если речь идет о детях такого возраста.) Что касается массажа, то эта процедура, проделанная спокойно и мягко, ничего, кроме удовольствия, доставить не может. Если уж говорить о мучениях, то гораздо больше их придется на долю ребенка, если звуки в спешном порядке, перед школой, будет ставить ему чужая тетя или если, продолжая картавить в школе, он вынужден будет выслушивать дразнилки юных острословов.

Что же до времени и сил взрослого, то потрачены они будут в любом случае не зря. Даже если в вашего ребенка природой заложена хорошая программа, и все звуки смогли бы со временем встать сами, без посторонней помощи, гимнастика и массаж языка сделают артикуляцию более четкой, а это значит, что у человека в будущем будет больше возможностей донести до окружающих свои мысли без потерь и, следовательно, более убедительно. Ведь давно замечено: хороший оратор может внедрить в сознание людей даже заведомую ахинею.

Четкая, «бодрая» артикуляция, возможно, сможет сослужить вашему ребенку и ещё одну службу. У человека решительного, обладающего хорошей реакцией, волевого, обычно четкая, часто даже «напористая» речь. И наоборот, у людей робких, нерешительных, не публичных чаще всего вялая, неотработанная артикуляция, «смазанная» дикция. Не случайно про такого человека иногда говорят: «Экий мямля». Но если характер и темперамент влияют на свойства артикуляционного аппарата, то не происходит ли и обратного? Не думаю, что кто-то может ответить на этот вопрос уверенно и  однозначно, но родителям задуматься об этом, по-моему, стоит.

Все это говорилось о варианте, когда звуки, возможно, со временем встали бы и сами, без посторонней помощи. В случае же, когда без вмешательства не обойтись, помощь должна прийти, чем раньше, тем лучше. В этом, кроме сторонних наблюдений, меня убедил и собственный опыт.

Пары сонорных [л] – [л’] и [р] – [р’], как уже говорила, я начала ставить внучке, когда той    исполнилось пять лет. До этого времени, мы, как велят логопеды, ждали, не рассосется ли само. Звуки [л] – [л’] стали получаться довольно быстро, но вот на то, чтобы их автоматизировать, ушло около двух месяцев. Видимо, к пяти годам уже очень прочно закрепился навык произношения на месте [л] – [л’] других, заменяющих их звуков. Дитя четко произносило [л] – [л’] в слогах и отдельных словах, а в потоке речи опять заменяло их привычными артикуляционному аппарату неверными звуками. Пришлось во всех помещениях квартиры развешивать разные по цвету, размеру и начертанию изображения буквы «л». (Естественно, этот прием срабатывает, если ребенок уже соотносит звук с буквой.) Пришлось выделить специальные полчаса каждый день на то, чтобы останавливать и поправлять внучку каждый раз, когда звук был произнесен неверно. (Не стоит делать этого постоянно и бессистемно, так вы ребенка задергаете.) Было выучено множество стишков со скоплением [л] и  [л’]. Думаю, все было бы гораздо проще, возьмись мы за эти звуки годом раньше.

С парой [р] – [р’] ситуация была другая: довольно долго, недели три, не удавалось звук поставить, но зато автоматизировался он практически сразу. И это, насколько я знаю, обычная картина. То ли дети преисполняются гордостью, научившись произносить [р], то ли само раскатистое дрожание во рту доставляет физическое удовольствие. Так или иначе, звук [р] обычно автоматизируется быстро.

Если все сказанное побудило вас попробовать действовать самостоятельно, то остается лишь поделиться тем практическим материалом, которым располагаю. Вернее, не так. Располагаю я просто грудой этого самого материала. Будучи перфекционистом по натуре, перед началом занятий я перелопатила много логопедических пособий. Но в итоге пользовалась в основном тремя источниками. Во-первых, вот этим, простым и, на мой взгляд, толковым видео.

 

 

 

К нему могу добавить лишь несколько практических советов.

 

·         Перед массажем хорошо напоить ребенка в меру горячим вкусным чаем, чтобы стало хорошо, «мягко» и во рту, и на душе. Это должен быть именно чай, а не горячее молоко или другой напиток, оставляющий на слизистой всякие пенки-кусочки.

 

·         Платок, которым вы придерживаете язык, лучше взять самый тонкий, батистовый или шёлковый. Так ребенку будет приятней. (О том, что платок каждый сеанс должен быть свежим и проглаженным с двух сторон, не говорю.)

 

·         В массажной практике используется маленький шипастый барабанчик, вращающийся на оси.  

      Он очень хорош для массажа языка. (Попробуйте поискать его в Интернете под названием

     «Щуп с роликом для Су Джока».) Естественно, такой прибор должен быть индивидуальным.

       Удобно, когда во время массажа голова ребёнка лежит у вас на коленях или ребенок,

      расслабившись, лежит на ровной поверхности.

·         Если у ребенка имеют место любые катаральные явления, лучше до выздоровления от массажа воздержаться.

 

·         Массажный зонд, палочку или черенок ложки, которыми вы орудуете, не вводите в полость рта слишком глубоко. Вообще, старайтесь не приближаться инструментами или пальцами к корню языка.Это может спровоцировать рвоту.

 

·         Следите за выражением глаз ребенка. О том, что вы все делаете правильно, скажет умиротворенно-созерцательное выражение, появившееся через некоторое время после начала сеанса. Массаж хорош только при полной расслабленности. Если ребенок излишне тревожный и мнительный, рассказывайте во время сеанса что-нибудь интересное или смешное. Но совсем отвлекать внимание от того, что вы делаете, тоже не стоит. Ребенок должен как бы пассивно участвовать в процессе, чувствовать состояние своего речевого аппарата во время массажа.

 

·         Пяти-семи минут на массаж достаточно. Особенно, если за ним следует речевая гимнастика.

 

 

            Как я уже говорила, у нас не сразу получился звук [р], поэтому мы перепробовали несколько способов его постановки. Привожу здесь все, что удалось найти.

1 способ постановки звука [Р]: Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

 

2 способ: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

 

3 способ:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым

 указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из ручки зубной щетки. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее.

 

4 способ: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

 

5 способ:   В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, используют следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды.

 

6 способ: Произносить твердо звуки [т-д].  «Капли дождя» падают, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д, т-д… На цветок —т-д, т-д И на дорожку т-д, т-д Застучал по крыше он- -т-д, т-д…. И раздался частый звон— т-д, т-д, т-д…(дождик пошел сильнее). Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

 

7 способ:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

 

8 способ: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж] длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

 

9  способ:   Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

 

10 способ:  Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

  

Нам помог третий способ, хотя, возможно, и не в чистом виде, так как мы перепробовали несколько. Логопеды, впрочем, предупреждают, что не стоит метаться между разными способами. Несколько дней надо пробовать один, и уж если не получается, переходить к другому. От себя добавлю, что при этом неудачу лучше замаскировать, повернуть дело так, что не то, чтобы у ребенка не получается, а просто вы делаете разные упражнения, которые подводят к правильному произношению звука. (В определенном смысле так оно и есть.)

 

Вот в этом пособии в игровой форме даны упражнения речевой гимнастики. Брать их следует  не все сразу, а выбирая каждый раз те, которые рекомендованы для постановки звука, которым вы занимаетесь в данный момент.

 Ярмарка звуков. Дидактический материал. Составитель М.В. Кастюкевич. Мозырь "Белый Ветер", 2010 - лучший, из найденных мной, сборников упражнений для постановки звуков. Упражнения на интересующий вас в данный момент звук вы делаете после массажа и гимнастики. Одного этого сборника, на мой взгляд, вполне достаточно. Он построен очень логично. Ничего не нужно изобретать и додумывать. Надо только, ничего не пропуская и не меняя местами, делать все упражнения, лишь в смысле объема дневной порции руководствуясь возрастом, темпераментом и настроением ребенка. Особого внимания заслуживают стишки. Не просто хорошо составленные фонетически, но и симпатичные. Со всех точек зрения пользы будет больше, если ребенок будет учить их наизусть. Звуки в пособии даны в той последовательности, в какой их методически правильно начинать исправлять. Если «западают» несколько звуков, брать в работу их надо по одному, не трогая следующего, до тех пор пока предыдущий, если и не автоматизировался полностью, то хотя бы уверенно получается изолированно.

Бесспорно, не за всякое дело, требующее квалификации, стоит браться дилетанту. Но разработка артикуляционного аппарата в список таких дел явно не входит. Здесь не надо бояться своими действиями что-то испортить. Если вы действуете мягко, спокойно и последовательно, вреда ребенку вы никак не причините. Даже если какой-то конкретный звук вы поставить все-таки не сможете и придется обратиться к специалисту, артикуляционный аппарат станет вашими усилиями более гибким и послушным, то есть половину пути вы уже пройдете, а значит, сэкономите силы, деньги и время. Только действовать, повторяю, надо мягко и спокойно. Так, например, когда при постановке звука [р] вы производите колебательные движения зондом или черенком ложки, действуйте осторожно, не вводите инструмент слишком глубоко под язык, чтобы не повредить уздечку. Кстати, об уздечке. Специалистам хочется доверять, и все-таки очень серьезно подумайте и проконсультируйтесь с парой других дефектологов, если логопед предлагает подрезать ребенку уздечку языка. Операция эта болезненная и зачастую кровавая. А между тем, опытные логопеды утверждают, что в большинстве случаев короткую уздечку можно растянуть специальными упражнениями и тем же массажем. В общем, в этом вопросе, как и во всех других, вы должны стоять на страже интересов своего ребенка.

 

Итак, резюмируя: если у вас есть возможность сделать так, чтобы по крайней мере три-четыре раза в неделю с вашим ребенком занимался хороший логопед, задачу лучше доверить ему, если по разным причинам такой возможности нет, выкройте 20 минут каждый день в течение месяца, и наградой вам будет четкое, ясное и быстро-быстро произнесенное «Карл у Клары украл кораллы». И по какому бы пути вы не пошли, с решением проблемы постарайтесь не затягивать.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Памяти В. И. Скультэ (2)

April 23, 2017

1/5
Please reload

Недавние посты